Слава и встреча с будущим мужем. Как «Бой с тенью» изменил жизнь Елены Пановой

Слава и встреча с будущим мужем. Как «Бой с тенью» изменил жизнь Елены Пановой


С кем только ни сравнивали Елену Панову: как Одри Хепберн, она мечтала стать балериной, но услышала от преподавателей, что примы из нее не выйдет; ну а после фильма «Мама» об актрисе заговорили как о второй Нонне Мордюковой. На самом деле в каждой картине и спектакле Елена представала разной, но при этом самобытной, неповторимой и, безусловно, одаренной.

9 июня прославившейся в сериале «Граница. Таежный роман» артистке исполняется 44. В день рождения звезды кино и театра вспоминаем, как она обрела призвание, популярность и простое женское счастье.

Несостоявшаяся балерина

Елена росла в творческой семье: папа Виктор Петрович основал Архангельский областной молодежный театр, мама Жанна Валентиновна преподавала игру на фортепиано, а старшая сестра Яна блистала на подмостках. Вот только Панова поначалу не хотела повторять путь близких и идти в актрисы: девочка лелеяла мечту стать примой. Она надеялась, что после третьего класса поедет в Петербург в балетную школу, но педагоги заявили, что шансов поступить и добиться успеха в танцах у воспитанницы мало, да и родительница не была готова отпустить ее так далеко.

Куда же было податься разочаровавшейся в хореографии дочке режиссера, как не в театральный вуз? К сожалению, первая попытка обернулась провалом: на прослушивании Елена переволновалась. «Мне сказали, что у меня ужасный говор, надо слушать дикторов. Потом я попала к Михаилу Козакову, он сказал, что если вернусь, то могу идти сразу на третий тур», — делилась актриса.

Следующий год она проработала курьером в папином театре. «И еще меня бросили, как котенка, играть унтер-офицерскую вдову в «Ревизоре», — отмечала Елена. — Съездила с театром отца в Париж и заработала свою первую тысячу долларов. Накупила подарков всем и себе. Помню вафельную рубашку сложного бежевого цвета, ботинки-мартинсы и другие оригинальные вещички».

Наконец, Панова успешно прошла в Школу-студию МХАТ на курс Олега Ефремова. В суровые 90-е с одним чемоданом Елена перебралась из Архангельска в Москву. Она поселилась в общежитии, и первое время ужасно тосковала по дому и подругам. Ежедневно девушка бегала к центральному телеграфу, чтобы связаться с семьей.

«Как-то я сказала себе: «Воспринимай это как приключение, ты же поступила в Москву, на курс к Ефремову, домой всегда успеешь, дай себе год». И в один день меня отпустило, я поняла, что все правильно происходит в моей жизни», — вспоминала артистка.

Голодное студенчество — понятие, знакомое актрисе не понаслышке. В какой-то момент ее маме-учительнице перестали платить зарплату, трудности с заработком возникли и у отца, а прожить в Москве на одну стипендию было непросто. «В общежитии друг друга выручали, но потом мне стало страшно: сколько можно однокурсникам меня кормить? Благо, это продолжалось недолго: на четвертом курсе я начала сниматься в кино», — поясняла Панова в программе «Судьба человека» канала «Россия 1».

Отказ эмигрировать и всероссийская слава

Дебют получился международным: Даниэль Шмид дал Пановой главную роль в картине «Березина, или Последние дни Швейцарии». «Это история о том, как русская девушка попадает к одной мадам, которую играет Джеральдина Чаплин. Она была настолько открыта в общении, что дарила мне всякие маленькие подарочки, украшения со словами: «Мне показалось, тебе это подойдет», — рассказывала Елена.

После съемок в Швейцарии актрисе предлагали остаться за границей, учить иностранные языки и работать. Дочь легендарного Чарли Чаплина даже обещала свести Панову с преподавателем английского, который помог бы избавиться от любого акцента. Но Елена по-прежнему чувствовала себя ученицей, а не готовой артисткой, и верила, что лишь русская драматическая школа сделает из нее профессионала.

Нонна Мордюкова говорила, что внешнее сходство было не столь важно, ведь Елене удалось скопировать ее «кровеносную систему»
Нонна Мордюкова говорила, что внешнее сходство было не столь важно, ведь Елене удалось скопировать ее «кровеносную систему»

В то время как западная пресса писала, что «русская соблазнила Швейцарию», на Родине актрисе пришлось начинать все заново. Полноценным дебютом в российском кино она считала эпизод ленты «Мама» Дениса Евстигнеева — здесь Елена сыграла Полину, героиню Нонны Мордюковой в молодости. Панова полагала, что походила на великую артистку только с серьезным лицом, не улыбаясь.

не пропуститеКо дню рождения Нонны Мордюковой: яркая и трагическая жизнь советской актрисы

«После фотосессии Денис спросил меня: «Лена, а что ты такая серьезная? Чего не улыбаешься?» Я ответила: «Все нормально», но так и не улыбнулась. А Нонна Викторовна увидела фотографию и сказала: «А вот это я молодая». Помню, как меня с ней знакомили. Мы зашли в какой-то ангар, Нонна Викторовна сидела на стульчике, меня подвели к ней, я поздоровалась и стояла, улыбаясь во весь рот, потому что это было невероятным счастьем. Она спросила меня о чем-то жизненном и сказала: «Хорошая девочка. Пусть улыбается». В итоге в эпизоде, где Андрей Панин прыгает с поезда, я стою и улыбаюсь», — делилась Елена.

Это было маленькой победой начинающей артистки, а большая ждала впереди — роль Галины в сериале «Граница. Таежный роман» прославила ее на всю страну. С Александром Миттой и Михаилом Ефремовым актрисе довелось еще раз поработать в фильме «Лебединый рай» — здесь она сыграла мэра города.

не пропуститеСмерть, пьяные дебоши, разводы – судьбы актеров сериала «Граница. Таежный роман»

Позднее были мистическая картина «Охотник», сериал «Доктор Тырса», драма «Дурак» и детектив «Шифр». Зрители особенно полюбили телефильм «Челночницы», где Пановой удалось достоверно изобразить жену офицера Светлану, которой приходится кочевать с огромными сумками из одной страны в другую, чтобы обеспечить близких.

Личная жизнь

Мы намеренно не упомянули ленту 2005 года «Бой с тенью», сыгравшую ключевую роль не только в карьере, но и в личной жизни Елены. Точнее сказать, особое место в фильмографии актрисы заняла вторая часть криминальной драмы — «Бой с тенью 2: Реванш». Первую картину снял Алексей Сидоров, а продолжение режиссировал уже Антон Мегердичев.

«Он был из мира телевидения, это оказался его первый художественный фильм. Случались жаркие споры с артистами, а у него был такой ироничный взгляд на нас. А на предпоказе мы были поражены качеству режиссерской работы», — вспоминала актриса.

не пропуститеАктриса Елена Панова родила дочь

На восхищении талантами друг друга тогда все и закончилось: по словам Елены, у каждого текла своя, отдельная жизнь. Мегердичев был женат, Панова — погружена в работу, так что их роман закрутился только через несколько лет, когда оба были свободны и готовы к отношениям.

«Я думала, что к одиночеству хорошо отношусь, но потом поняла, что это не мое. Был даже такой момент отчаяния. Приятель сказал мне: «Не переживай, ты выйдешь замуж и даже не поймешь, как это произошло». Так и случилось», — признавалась Панова.

Елена снималась в картине мужа «Метро», когда узнала о беременности. Зная этот факт, жутко смотреть кадры, где женщина находится в тоннеле в ледяной воде. Однако актриса прекрасно себя чувствовала, была одета в гидрокостюм, который не видно зрителю, и периодически пользовалась помощью дублеров и каскадеров, так что никакой опасности ребенку не угрожало. В феврале 2012-го Панова родила дочку Марианну.

не пропуститеЕлена Панова: «Мы с мужем очень хотели детей»

Во время следующей беременности артистка повела себя иначе: почти никому не рассказывала о положении, сделала перерыв в карьере перед родами. В марте 2016-го на свет появилась малышка Лидия, а уже через четыре месяца Елена Панова взяла девочку с собой на съемки «Мамы Лоры». Хотя она продолжала сниматься, мировоззрение актрисы резко изменилось: стало очевидно, что какой бы ни была профессия, а семья — на первом месте. «Рождение дочерей открывает совершенно новые грани любви, — резюмировала Елена. — Хочется сделать все, чтобы они были счастливы».

Поклонники не раз задавались вопросом, с кем артистка строила отношения до замужества. Однако тот период жизни Пановой — закрытая книга. «Мне вообще хочется сказать, что до моего мужа у меня не было влюбленностей, — отмечала актриса. — Нет, они, конечно, были. Сейчас, вспоминая, понимаю, что молодой человек мог увлечь мое воображение. Мне было интересно думать о нем, ждать неожиданной встречи, но нельзя сказать, чтобы это меня сильно захватывало. В подростковом возрасте мы с подружкой влюбились в одного мальчика. Мне кажется, нам просто нечем было заняться, и мы придумали общее дело. Однажды весь вечер просидели у его квартиры. Но, честно говоря, я даже не помню, как его зовут. Были и серьезные отношения. Но сейчас мне не хочется это вспоминать: все предыдущее было лишь подготовкой к моей сегодняшней жизни».

По материалам WomanHit.

Фото: Сергей Джевахашвили, Интерпресс/PhotoXPress,ru, архив пресс-службы, Instagram.com, кадры фильмов «Березина, или Последние дни Швейцарии», «Мама», «Бой с тенью 2: Реванш», кадр сериала «Граница. Таежный роман»